Маленькие дети нуждаются в помощи в обучении двигательным навыкам. Они должны пройти через несколько этапов развития, чтобы научиться координировать свои движения, будь то бег, прыжки или спортивные игры. Существует распространенное заблуждение, что если вы отпустили детей играть, они будут учиться самостоятельно. Если вы не будете обучать их, обеспечивать обратную связь и предлагать им соответствующие возможности для практики и обучения, они не наберут достаточно опыта в этих навыках.
Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.
Группа | Задачи |
---|---|
Первая младшая группа (1,5–3 года) | - учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые); - тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд; - отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки; - осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать); - учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см; - практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м; - приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.). |
Вторая младшая группа (3–4 года) | - учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги; - практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг; - осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной; - тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками; - отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке; - учиться выполнять условия подвижных игр; - воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей. |
Средняя группа (4–5 лет) | - тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг); - учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки; - совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз); - учиться удерживать равновесие в динамике и статике; - отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны; - воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно. |
Старшая группа (5–6 лет) | - пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.); - совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх); - создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше); - отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия); - продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях); - воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи); - привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий). |
Подготовительная группа (6–7 лет) | - тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.); - учиться подтягиваться, используя опору; - приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.); - воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения; - поощрять стремление организовывать игры со сверстниками. |
Чтобы повысить физическую активность и физическое развитие вашего ребенка, проводите время активно играя с ним. Предложите положительную, конструктивную обратную связь «в следующий раз ударь немного мягче» или «мне нравится, как ты обращаешься с мячом». Предоставьте соответствующие возрасту игрушки и оборудование. Если вы действительно записываете своего ребенка в кружок , убедитесь, что это соответствует его уровню развития. Дети, в ранние этапы своего развития не готовы к командным видам спорта. Например, вместо одного мяча и 10 детей у всех детей должен быть свой собственный мяч.
Поощряйте физическую активность
Чтобы убедиться, что ваш ребенок получает свою ежедневную дозу активности, попробуйте:
- Экспериментировать с игрой в мяч разной формы, чередуйте футбольные и баскетбольные мячи;
- Заниматься плаванием или другими водными играми;
- Может быть очень полезна езда на трехколесном велосипеде или самокате;
- Танцы: добавьте шарфы или ленты, чтобы сделать танец более захватывающим;
- Обустройте крытую полосу препятствий.