О том, что с помощью игры можно корректировать психологические проблемы, ученые-психологи заговорили уже в начале прошлого века. Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка, который пока не в состоянии рассказать о своих эмоциях, мыслях и чувствах. Играя, малыш выражает себя предельно искренне, поэтому игротерапия для детей стала эффективным инструментом решения психологических проблем. Игра – это не просто приятный досуг, она помогает избавиться от негативных переживаний и дать выход своим чувствам.
Что такое игротерапия
Психологи давно используют игровые занятия для коррекции проблем в детском возрасте. Игротерапия – это набор технологий, с помощью которых специалист выявляет психологические трудности и помогает с ними справиться. Терапевтическая игра построена на специальных упражнениях, в ходе которых дети общаются, разыгрывают и проживают определенные ситуации, решают поставленные задачи.
Играть полезно для физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Важно, чтобы ребенок полностью раскрепостился и радостно включился в игру. Играя, малыш легко идёт на контакт со взрослыми и делится своими переживаниями. Применяя игровую терапию, специалист быстро обнаруживает проблему, становится видно, как малыш мыслит, взаимодействует с окружающим миром и своими эмоциями. Метод игровой терапии помогает провести диагностику, найти варианты преодоления проблемы.
Назначение игровой терапии
Малыши с удовольствием соглашаются участвовать в играх. Для них это весело, познавательно и связано с положительными эмоциями,
Игровая терапия рекомендуется детям, которые:
- переживают психологическую травму, например, после развода родителей;
- страдают от ночных кошмаров, страхов, фобий;
- проявляют агрессию к животным или людям;
- заикаются;
- конфликтуют с членами семьи;
- гиперактивны, импульсивны;
- невнимательны и непослушны;
- грызут ногти, выдергивают волосы;
- отстают в развитии речи;
- испытывают трудности с концентрацией и распределением внимания;
- трудно адаптируются в дошкольном учреждении;
- пассивны, подвержены чужому влиянию;
- испытывают трудности с самоорганизацией;
- имеют психосоматические заболевания (бронхиальную астму, нейродермит и др.);
- плохо усваивают учебный материал;
- замкнутые, необщительные.
Это лишь небольшой список проблем, которые решаются с использованием игротерапии. Противопоказаний к игровой терапии практически не существует, кроме случаев неконтактной шизофрении и полного аутизма.
Основные преимущества
Играя, малыши знакомятся с миром, учатся дружбе и общению, развивают творческие способности, логику, находят своё место в жизни. Психологи применяют различные методы игротерапии, чтобы выявить причину возникновения страхов, тревожности, найти способ их устранения.
Польза игры в том, что она:
- помогает регулировать эмоции и справляться со стрессом;
- развивает приемлемое социальное поведение;
- дает ощущение контроля над обстоятельствами;
- учит творческому решению проблем;
- поддерживает искреннее, открытое общение;
- развивает креативность и эмоциональный интеллект;
- улучшает внимание, память, логическое мышление, усвоение информации и обучаемость.
В работе с детьми дошкольного возраста игра является основным методом коррекционного воздействия. Игротерапия быстро решает психоэмоциональные проблемы ребёнка, помогает ему стать:
- ответственным за свои поступки;
- спокойным и рассудительным;
- уверенным в себе;
- стрессоустойчивым;
- дисциплинированным, собранным, целеустремленным;
- способным с самоконтролю.
Научные исследования показали, что игротерапия помогает детям стать гармонично развитыми личностями и успешно адаптироваться в социуме. Для лучшего эффекта в играх должны участвовать родители. Именно они способны стать лучшими психотерапевтами для своих детей. Домашние игровые сессии помогают гармонизировать детско-родительские отношения. Важно подобрать игры, подходящие ребёнку по возрасту и уровню развития. Предложите малышу несколько игр, чтобы он выбрал ту, которая ему интересна.
Виды и методы
Процесс игротерапии построен на выполнении специальных упражнений, разыгрывании и проживании жизненных ситуаций, общении.
По способу организации игровая терапия бывает индивидуальной и групповой. Во втором случае психолог занимается сразу с несколькими детьми, а также их родителями. По терапевтическому подходу игротерапия подразделяется на:
- Директивную. Проходит под руководством психолога. Он организует игры, выбирает игрушки, моделирует ситуации, предлагает варианты решения проблемы. Директивный подход эффективен в работе с детьми, испытывающими серьезные проблемы адаптации и взаимодействия с окружающим миром.
- Недирективную. Психолог не вмешивается в спонтанную игру детей, выступает в роли наблюдателя и помощника, предоставляет возможность самостоятельного выбора. Его цель – создать безопасную поддерживающую обстановку, где каждый малыш ощущает свою ценность и уникальность. Ребёнок воспринимается как саморазвивающаяся личность. В игре дети свободно выплескивают свои мысли и чувства, могут радоваться или испытывать гнев. Это способствует психологическому благополучию и внутреннему росту. Недирективная игротерапия помогает ребёнку развить индивидуальность, самопонимание и самооценку.
Игротерапия для детей дошкольного возраста использует:
- Ролевые сюжеты. Участники разыгрывают тематические ситуации и примеряют на себя разные роли. Дети учатся общению, управлению конфликтами, стимулируют развитие фантазии и креативности.
- Карточки и головоломки. Составление и преобразование различных фигур активизирует мыслительные процессы, помогает развить инициативность, самостоятельность, наблюдательность, усидчивость, способность находить нестандартные решения.
- Песочную терапию. Способствует развитию мелкой моторики, координации движений, навыков общения и речи. Играя с песком, дети избавляются от внутреннего напряжения, свободно выражают свои переживания.
Кроме этого, широко используются игры с куклами и другими игрушками, лепка из пластилина, рисование, конструкторы, кубики, подвижные игры, музыка, танцы.
Игровая терапия в детском саду
В дошкольном учреждении, особенно в частном детском садике, дети с удовольствием играют с утра до вечера. Это основное и любимое занятие дошкольников. Игра помогает не только весело провести время и лучше узнать этот мир, но и скорректировать неправильную работу центральной нервной системы: убрать агрессию, неуверенность, тревогу, обидчивость и другие негативные проявления.
Примеры игр
В программе игровой терапии огромное количество полезных, интересных игр, которые избавляют малышей от многих психологических трудностей. В итоге их жизнь становится более комфортной и счастливой.
Специалист подбирает лечебные игры для коррекции конкретных поведенческих проблем.
Игры для расслабления и успокоения
- Буратино. Малышу предлагают представить, что он превратился в деревянного Буратино. Он замирает в позе куклы, поочередно напрягает ступни, бёдра, руки, плечи, лицо. Пытается изобразить деревянную походку. Затем снова расслабляет тело и превращается в человека.
- Ласковые лапки. На стол выкладывают несколько мелких предметов из разных материалов, например, стеклянный пузырёк, меховой брелок, кисточку, деревянный кубик. Ребёнок должен закрыть глаза и отгадать, каким предметом воспитатель прикасается к его руке.
- Насос и мяч. Один из детей изображает сдувшийся мяч (ноги согнуты, голова опущена, руки вяло висят вдоль туловища), а второй играет роль насоса, делая накачивающие движения. «Мяч» во время накачивания постепенно распрямляется – разводит руки в стороны, поднимает голову, надувает щеки. «Насос» оценивает свою работу и, если «мяч» надут слишком сильно, может немного «выпустить воздух», чтобы он снова сдулся.
Игры для преодоления страхов
- Привидение. Один из игроков накрывается простыней, издаёт заунывные звуки и пытается догнать других ребят, которые убегают от него с веселым визгом. Пойманный сам становится привидением, надевает простыню и начинает водить.
- Храбрые мыши. Ребёнок, изображающий «мышку», бегает вокруг спящего «кота» и пищит. «Кот» просыпается и начинает ловить «мышку». Потом они меняются ролями.
Игры для коррекции агрессивного поведения.
- Обзывалки. Дети становятся в круг и с сердитым видом называют друг друга разными видами цветов или фруктов – «ты – капуста», «ты – тюльпанчик». Таким образом агрессия трансформируется в позитив.
- Добрые и злые кошки. Дети по команде изображают злых и добрых кошек. Злые шипят и выпускают когти, добрые – ласкаются, мурчат, трутся о людей и предметы мебели.
Игры для повышения психологического комфорта
- Полоса препятствий. Малыши преодолевают горы, кочки и тоннели, построенные из подушек, одеял, коробок, стульев. Взрослые подбадривают их криками: «Быстрее! Молодец! Вперёд!»
- Пятнашки. Водящий бегает за остальными игроками, повторяя «Сейчас поймаю!», «Догоню!». Тот, кого хлопнули рукой (запятнали), сам начинает водить. Эта веселая игра способствует сплочению и улучшает настроение.
- Жмурки. Водящему завязывают глаза и бегают вокруг, хлопая в ладоши. Он пытается поймать одного из участников и на ощупь определить кто это. Опознанный участник игры становится водящим.
В эти простые игры можно играть дома с детьми в возрасте от 2-3 лет. Они не только развлекут ребенка, но и помогут укрепить с ним эмоциональную связь.
Заключение
Дети живут игрой, поэтому воспринимают предлагаемые игровые модели как настоящую жизнь. Игра – идеальное средство психотерапевтического воздействия. Игротерапия основана на принципах психоанализа, поэтому является составной частью психотерапии. Она помогает решить многие поведенческие, когнитивные и эмоциональные проблемы. Это гуманный способ работы с детьми, в процессе которого легко установить контакт с ребёнком, помочь ему справиться с трудностями, устранить последствия психологических травм.