Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 251
Главная Статьи Игротерапия для детей

Игротерапия для детей

О том, что с помощью игры можно корректировать психологические проблемы, ученые-психологи заговорили уже в начале прошлого века. Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка, который пока не в состоянии рассказать о своих эмоциях, мыслях и чувствах. Играя, малыш выражает себя предельно искренне, поэтому игротерапия для детей стала эффективным инструментом решения психологических проблем. Игра – это не просто приятный досуг, она помогает избавиться от негативных переживаний и дать выход своим чувствам.

Что такое игротерапия

Психологи давно используют игровые занятия для коррекции проблем в детском возрасте. Игротерапия – это набор технологий, с помощью которых специалист выявляет психологические трудности и помогает с ними справиться. Терапевтическая игра построена на специальных упражнениях, в ходе которых дети общаются, разыгрывают и проживают определенные ситуации, решают поставленные задачи.

Играть полезно для физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Важно, чтобы ребенок полностью раскрепостился и радостно включился в игру. Играя, малыш легко идёт на контакт со взрослыми и делится своими переживаниями. Применяя игровую терапию, специалист быстро обнаруживает проблему, становится видно, как малыш мыслит, взаимодействует с окружающим миром и своими эмоциями. Метод игровой терапии помогает провести диагностику, найти варианты преодоления проблемы.

Назначение игровой терапии

Малыши с удовольствием соглашаются участвовать в играх. Для них это весело, познавательно и связано с положительными эмоциями,

Игровая терапия рекомендуется детям, которые:

  • переживают психологическую травму, например, после развода родителей;
  • страдают от ночных кошмаров, страхов, фобий;
  • проявляют агрессию к животным или людям;
  • заикаются;
  • конфликтуют с членами семьи;
  • гиперактивны, импульсивны;
  • невнимательны и непослушны;
  • грызут ногти, выдергивают волосы;
  • отстают в развитии речи;
  • испытывают трудности с концентрацией и распределением внимания;
  • трудно адаптируются в дошкольном учреждении;
  • пассивны, подвержены чужому влиянию;
  • испытывают трудности с самоорганизацией;
  • имеют психосоматические заболевания (бронхиальную астму, нейродермит и др.);
  • плохо усваивают учебный материал;
  • замкнутые, необщительные.

Это лишь небольшой список проблем, которые решаются с использованием игротерапии. Противопоказаний к игровой терапии практически не существует, кроме случаев неконтактной шизофрении и полного аутизма.

Основные преимущества

Играя, малыши знакомятся с миром, учатся дружбе и общению, развивают творческие способности, логику, находят своё место в жизни. Психологи применяют различные методы игротерапии, чтобы выявить причину возникновения страхов, тревожности, найти способ их устранения.

Польза игры в том, что она:

  • помогает регулировать эмоции и справляться со стрессом;
  • развивает приемлемое социальное поведение;
  • дает ощущение контроля над обстоятельствами;
  • учит творческому решению проблем;
  • поддерживает искреннее, открытое общение;
  • развивает креативность и эмоциональный интеллект;
  • улучшает внимание, память, логическое мышление, усвоение информации и обучаемость.

В работе с детьми дошкольного возраста игра является основным методом коррекционного воздействия. Игротерапия быстро решает психоэмоциональные проблемы ребёнка, помогает ему стать:

  • ответственным за свои поступки;
  • спокойным и рассудительным;
  • уверенным в себе;
  • стрессоустойчивым;
  • дисциплинированным, собранным, целеустремленным;
  • способным с самоконтролю.

Научные исследования показали, что игротерапия помогает детям стать гармонично развитыми личностями и успешно адаптироваться в социуме. Для лучшего эффекта в играх должны участвовать родители. Именно они способны стать лучшими психотерапевтами для своих детей. Домашние игровые сессии помогают гармонизировать детско-родительские отношения. Важно подобрать игры, подходящие ребёнку по возрасту и уровню развития. Предложите малышу несколько игр, чтобы он выбрал ту, которая ему интересна.

Виды и методы

Процесс игротерапии построен на выполнении специальных упражнений, разыгрывании и проживании жизненных ситуаций, общении.

По способу организации игровая терапия бывает индивидуальной и групповой. Во втором случае психолог занимается сразу с несколькими детьми, а также их родителями. По терапевтическому подходу игротерапия подразделяется на:

  1. Директивную. Проходит под руководством психолога. Он организует игры, выбирает игрушки, моделирует ситуации, предлагает варианты решения проблемы. Директивный подход эффективен в работе с детьми, испытывающими серьезные проблемы адаптации и взаимодействия с окружающим миром.
  2. Недирективную. Психолог не вмешивается в спонтанную игру детей, выступает в роли наблюдателя и помощника, предоставляет возможность самостоятельного выбора. Его цель – создать безопасную поддерживающую обстановку, где каждый малыш ощущает свою ценность и уникальность. Ребёнок воспринимается как саморазвивающаяся личность. В игре дети свободно выплескивают свои мысли и чувства, могут радоваться или испытывать гнев. Это способствует психологическому благополучию и внутреннему росту. Недирективная игротерапия помогает ребёнку развить индивидуальность, самопонимание и самооценку.

Игротерапия для детей дошкольного возраста использует:

  • Ролевые сюжеты. Участники разыгрывают тематические ситуации и примеряют на себя разные роли. Дети учатся общению, управлению конфликтами, стимулируют развитие фантазии и креативности.
  • Карточки и головоломки. Составление и преобразование различных фигур активизирует мыслительные процессы, помогает развить инициативность, самостоятельность, наблюдательность, усидчивость, способность находить нестандартные решения.
  • Песочную терапию. Способствует развитию мелкой моторики, координации движений, навыков общения и речи. Играя с песком, дети избавляются от внутреннего напряжения, свободно выражают свои переживания.

Кроме этого, широко используются игры с куклами и другими игрушками, лепка из пластилина, рисование, конструкторы, кубики, подвижные игры, музыка, танцы.

Игровая терапия в детском саду

Игровая терапия в детском саду

В дошкольном учреждении, особенно в частном детском садике, дети с удовольствием играют с утра до вечера. Это основное и любимое занятие дошкольников. Игра помогает не только весело провести время и лучше узнать этот мир, но и скорректировать неправильную работу центральной нервной системы: убрать агрессию, неуверенность, тревогу, обидчивость и другие негативные проявления.

Примеры игр

В программе игровой терапии огромное количество полезных, интересных игр, которые избавляют малышей от многих психологических трудностей. В итоге их жизнь становится более комфортной и счастливой.

Специалист подбирает лечебные игры для коррекции конкретных поведенческих проблем.

Игры для расслабления и успокоения

  • Буратино. Малышу предлагают представить, что он превратился в деревянного Буратино. Он замирает в позе куклы, поочередно напрягает ступни, бёдра, руки, плечи, лицо. Пытается изобразить деревянную походку. Затем снова расслабляет тело и превращается в человека.
  • Ласковые лапки. На стол выкладывают несколько мелких предметов из разных материалов, например, стеклянный пузырёк, меховой брелок, кисточку, деревянный кубик. Ребёнок должен закрыть глаза и отгадать, каким предметом воспитатель прикасается к его руке.
  • Насос и мяч. Один из детей изображает сдувшийся мяч (ноги согнуты, голова опущена, руки вяло висят вдоль туловища), а второй играет роль насоса, делая накачивающие движения. «Мяч» во время накачивания постепенно распрямляется – разводит руки в стороны, поднимает голову, надувает щеки. «Насос» оценивает свою работу и, если «мяч» надут слишком сильно, может немного «выпустить воздух», чтобы он снова сдулся.

Игры для преодоления страхов

  • Привидение. Один из игроков накрывается простыней, издаёт заунывные звуки и пытается догнать других ребят, которые убегают от него с веселым визгом. Пойманный сам становится привидением, надевает простыню и начинает водить.
  • Храбрые мыши. Ребёнок, изображающий «мышку», бегает вокруг спящего «кота» и пищит. «Кот» просыпается и начинает ловить «мышку». Потом они меняются ролями.

Игры для коррекции агрессивного поведения.

  • Обзывалки. Дети становятся в круг и с сердитым видом называют друг друга разными видами цветов или фруктов – «ты – капуста», «ты – тюльпанчик». Таким образом агрессия трансформируется в позитив.
  • Добрые и злые кошки. Дети по команде изображают злых и добрых кошек. Злые шипят и выпускают когти, добрые – ласкаются, мурчат, трутся о людей и предметы мебели.

Игры для повышения психологического комфорта

  • Полоса препятствий. Малыши преодолевают горы, кочки и тоннели, построенные из подушек, одеял, коробок, стульев. Взрослые подбадривают их криками: «Быстрее! Молодец! Вперёд!»
  • Пятнашки. Водящий бегает за остальными игроками, повторяя «Сейчас поймаю!», «Догоню!». Тот, кого хлопнули рукой (запятнали), сам начинает водить. Эта веселая игра способствует сплочению и улучшает настроение.
  • Жмурки. Водящему завязывают глаза и бегают вокруг, хлопая в ладоши. Он пытается поймать одного из участников и на ощупь определить кто это. Опознанный участник игры становится водящим.

В эти простые игры можно играть дома с детьми в возрасте от 2-3 лет. Они не только развлекут ребенка, но и помогут укрепить с ним эмоциональную связь.

Заключение

Дети живут игрой, поэтому воспринимают предлагаемые игровые модели как настоящую жизнь. Игра – идеальное средство психотерапевтического воздействия. Игротерапия основана на принципах психоанализа, поэтому является составной частью психотерапии. Она помогает решить многие поведенческие, когнитивные и эмоциональные проблемы. Это гуманный способ работы с детьми, в процессе которого легко установить контакт с ребёнком, помочь ему справиться с трудностями, устранить последствия психологических травм.

Частный детский сад «Веселые ребята»
Автор статьи
Частный детский сад «Веселые ребята»

Другие статьи

Видео про угрозу терроризма
Телефонный терроризм - это бич современного времени. Злоумышленники сообщают ...
Читать далее
почему дети воруют
Почему дети воруют?
Детское воровство – серьезная проблема, способная вызывать шок и непонимание у ...
Читать далее