Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 251
Главная Статьи Монтессори сад изнутри: как организована жизнь детей

Монтессори сад изнутри: как организована жизнь детей

Монтессори сад

Один из важнейших элементов системы Монтессори – создание дидактически подготовленной среды, которая стимулирует естественное и всестороннее развитие подрастающей личности. Главный девиз детей, посещающих Монтессори сад – «Помоги мне сделать это самому». Этот образовательный метод был разработан итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори в начале 20 столетия. Сейчас методика признана эффективной во многих странах мира.

Что такое система Монтессори

Основная идея педагогического подхода Монтессори – создание развивающей среды, предназначенной для самостоятельного ознакомления с окружающим миром. Мария Монтессори считала, что в детях изначально заложены стремление к познанию и внутренняя мотивация. Каждый ребенок имеет уникальные способности и собственные темпы развития. При обучении он должен играть активную роль – самостоятельно выбирать себе обучающее занятие. Задача взрослого – заинтересовать и помочь. Подход помогает развить внутренний потенциал, ответственность за свои действия, самостоятельность.

В 1929 году Мария Монтессори стала основателем Association Montessori International (Международной Ассоциации Монтессори), а ещё через 10 лет начал работать центр подготовки педагогов. Во многих странах на этом методе основана государственная система образования.

Организация в Монтессори-саду

В таком садике создана упорядоченная среда, сформировано пространство, в котором все спроектировано для удобства детей. Большое значение придаётся планировке и техническому оснащению помещений, созданию правильного освещения, обустройству прилегающей территории, выбору дидактических материалов. Дети учатся поддерживать порядок как в помещении группы, так и у себя дома. Они самостоятельно подготавливают рабочее место, а потом убирают за собой. Это учит их планированию и выполнению задуманного.

Организация в Монтессори-саду

Монтессори-класс разделён на четыре тематические зоны:

  1. Практическая жизнь. Повседневные занятия, развивающие самостоятельность – уборка, приготовление еды, уроки вежливости.
  2. Сенсорика. Изучение текстур, форм, цветов, вкусов, запахов, звуков, размеров, весов. Дети получают сенсорные впечатления о мире, учатся сортировать и классифицировать.
  3. Родной язык. Подготовка к чтению и письму с помощью увлекательных обучающих занятий. Материалы – подвижный алфавит, карандаши, карточки с изображением предметов, книжки.
  4. Математика. Знакомство с цифрами, обучение счету.

Для каждой области обучения существуют свои материалы, одобренные Международной Ассоциацией Монтессори. Материалы и инструменты сами побуждают ребёнка исследовать их. Каждый материал представлен в единственном экземпляре. Ребёнок ждёт своей очереди, чтобы поработать с ним, это развивает терпение и уважение к другим.

В группу нельзя приносить свои игрушки, чтобы воспитанники не отвлекались от изучения предметно-пространственной среды, которая их окружает.

Все запрещенные предметы убраны и физически недоступны, двери в помещения, куда нельзя заходить, закрыты.

Разделение по возрасту

В соответствие с подходом Монтессори, обучение начинается с рождения и продолжается до юности. Существуют программы для:

  • младенцев и малышей – от 0 до 3 лет;
  • детей 3–6 лет;
  • младших школьников 6–12 лет;
  • подростков 12– 18 лет.

В группе частного детского сада Монтессори одновременно находятся дети в возрасте 2,5-6,5 лет. Такая организация напоминает большую семью, где младшие учатся у старших, а старшие помогают маленьким. В результате малыши быстрее осваиваю необходимые навыки, а у ребят постарше развиваются лидерские качества, они привыкают заботливо относится к тем, кто слабее.

Таким образом, ребенок в группе Монтессори проходит все этапы развития – когда он маленький, старшие одногруппники заботятся о нем, а вырастая, сам начинает помогать малышам.

Мария Монтессори считала, что в возрасте 3–6 лет у детей одинаковая задача – построение себя через активную самостоятельную деятельность. Малыши учатся говорить, управлять своим телом, исследуют свои ощущения через осязание окружающего мира. Так они получают полезный опыт самообучения и саморазвития.

Распорядок дня в садике Монтессори

Ребенок включается в режим Монтессори, как только переступает порог детского сада:

  • Начало дня. Раздевалка – это тоже часть среды Монтессори. Там все организовано так, чтобы детям было удобно самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Приём пищи. Завтрак, обед, полдник и ужин по расписанию. Дети сами сервируют стол, кладут себе нужное количество пищи, а не получают тарелку с порцией, как в обычном садике. Каждый прием пищи продолжается не 10-15 минут, а не менее часа. Ребенок может сесть за стол первым или позже присоединиться к тем, кто обедает.
  • Обучение. Занятия начинаются в 9.00. Дети становятся в круг и 15-20 минут общаются между собой, рассказывают что-то интересное, знакомятся с новыми малышами, играют в игры на сплочение или находят другое интересное занятие по настроению. После начинается основное занятие в виде свободной работы в Монтессори-классе. Оно продолжается 2,5 часа под наблюдением двух педагогов. Ребёнок сам выбирает обучающие материалы и выбирает вид деятельности – читает, забивает гвозди, рисует, лепит.
  • Прогулки и сон. Строго по расписанию. Ребенок не может выйти гулять когда захочет или отказаться лечь в постель. Но на прогулке он сам находит себе занятие – может играть в активные игры или сидеть на скамейке.

Критерии выбора детсада

Детские сады по Монтессори дороже обычных частных. Соответствовать стандартам AMI затратно – нужно арендовать просторное помещение, закупить дорогостоящие обучающие материалы, обучить педагогов. Не все садики, на фасаде которых красуется вывеска «по Монтессори», являются таковыми. Часто это обычный маркетинговый ход и желание повысить стоимость занятий. На деле воспитатели закупили несколько материалов и прочитали книжку о методике.

Критерии выбора

Выбирая детский сад:

  • Изучите его страничку в интернете, проверьте, есть ли он в списке на сайте Фонда Монтессори в России.
  • Убедитесь, что старшие дошкольники используют систему самооценки в виде индивидуальной карты, в которой отображает свои достижения и успехи.
  • Посмотрите как обустроен Монтессори-класс. Все правильно, когда материалы лежат там, где детям до них легко дотянуться, есть места для самостоятельной работы, малыши имеют доступ к приготовлению пищи, уборке.
  • Спросите про образование педагогов, понаблюдайте как они общаются с детьми.
  • Посетите пробное занятие вместе с малышом.

В настоящем саду Монтессори ребенок прямо с порога погружается в обучающую среду. Вешалки в раздевалке висят на уровне его роста, есть скамейки и пространство для самостоятельного переодевания.

Как может измениться жизнь ребёнка с появлением системы Монтессори

Чтобы ощутить всю пользу от системы Монтессори, она должна использоваться дома, в семейном кругу. Дети, посещающие группу по этой системе:

  • хорошо справляются с повседневными обязанностями, их не приходится уговаривать переодеться, убраться в комнате, помочь в приготовлении ужина;
  • всегда находят себе интересное, полезное занятие;
  • становятся самостоятельными и ответственными;
  • уважают потребности других;
  • понимают что такое личные границы;
  • учатся с интересом и без принуждения;
  • приобретает независимый взгляд на вещи;
  • привыкают заботиться о младших;
  • начинают понимать, что нужно самостоятельно достигать своих целей, а не ждать что за тебя все сделают, но при этом знают, что взрослые всегда поддержат.

Однако, впоследствие им бывает труднее привыкнуть к распорядку обычной школы, там все дети выполняют одно и то же задание, а к педагогу нужно относиться не как к помощнику, а как к авторитету.

Отличия от обычного детского садика

В обычных садиках группы сформированы из детей одинакового возраста. Это подходит малышам, у которых есть проблемы с социализацией. Воспитателям тоже легче работать с воспитанниками, имеющими одинаковые навыки. Но равные по возрасту воспитанники не получают дополнительных возможностей для развития. Другое дело Монтессори – группы по этой системе объединяют разновозрастных дошколят – от 2,5 до 6,5 лет. Вначале это кажется сложным, ребятишки стараются держаться поближе к своим сверстникам. Но под ненавязчивым руководством педагога младшие и старшие начинают взаимодействовать. Ребята повзрослее заботятся о малышах, а сами становятся более дисциплинированными и эмпатичными. Маленькие тянутся за старшими, учатся у них.

Отличия от обычного детского садика

Другие существенные отличия детсада Монтессори от обычного:

  • Создана дидактически подготовленная среда с различными обучающими и игровыми зонами.
  • Ребенок становится инициатором своего развития – сам выбирает развивающее занятие, инструменты и игрушки.
  • Педагоги наблюдают за детьми, изучают их предпочтения и склонности, а затем выстраивают обучение с учетом индивидуальных особенностей, помогают раскрыть свой потенциал.
  • Нет обязательной программы, каждый занимается в своем темпе,
  • Педагоги объясняют смысл и логику каждого правила поведения, но не приказывают, не манипулируют.

В обычных детских садах жесткое расписание. Ребенка, занятого игрой или рисованием, могут прервать на самом интересном месте. Воспитатели указывают детям что нужно делать, настаивают на своем мнении, сравнивают с другими.

Кто может преподавать в системе Монтессори

Все детские сады, работающие по этому подходу, строго придерживаются международного педагогического стандарта AMI. Педагогу-Монтессори недостаточно иметь диплом педагогического ВУЗа, у него должен быть диплом AMI. Эта система имеет совершенно иной подход к воспитанию. Педагог не давит своим авторитетом, уважительно относится к ошибкам, не оценивает результаты работы, не вынуждает воспитанников конкурировать между собой. Критика и запреты недопустимы, педагог объясняет логику правил и делает так, чтобы ребенок соблюдал их по доброй воле, а не из страха наказания.

В системе Монтессори выделены несколько сензитивных периодов, благоприятных для развития различных навыков:

  • речь (0-6 лет);
  • порядок (0-3 года);
  • действия и движения (1-4 года);
  • развитие сенсорики (0-5,5 лет);
  • восприятие мелких предметов (1,5-6,5 лет);
  • социализация (2,5-6 лет).

У разных детей эти периоды могут немного смещаться во времени. Задача педагога – определить на каком этапе сенситивного развития находится ребенок и предложить ему соответствующее занятие.

Подводим итог

Система Монтессори – это уникальный подход к воспитанию и обучению, она акцентирует внимание на индивидуальных потребностях и интереса. Воспитанники разного возраста находятся вместе в специально подготовленной среде, где есть все необходимое для развития навыков. Строгая программа отсутствует, дети занимаются в удобном темпе, без спешки и давления со стороны взрослых. Отсутствие оценок и соревновательности помогает лучше сосредоточиться на процессе обучения. Дети, получившее раннее образование по системе Монтессори, хорошо выполняют повседневные задачи, умеют эффективно организовать время и заниматься самостоятельно.

Частный детский сад «Веселые ребята»
Автор статьи
Частный детский сад «Веселые ребята»

Другие статьи

психолог в детском саду
Детская психология
Знакомство с вашим ребенком по мере его развития может быть одной из самых ...
Читать далее
Игротерапия для детей
О том, что с помощью игры можно корректировать психологические проблемы, ...
Читать далее