Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 251
Главная Статьи Польза детского сада для ребенка

Польза детского сада для ребенка

Польза детского сада

Отдавать ребёнка в детский сад или нет? Это вопрос мучает многих родителей и становится одним из ответственных решений, которое они должны принять. С одной стороны польза детского сада для ребенка очевидна. Там он получит свой первый опыт общения, подготовится к школе, научится самостоятельности. С другой стороны, находясь в детском коллективе, малыш может заразиться вирусными заболеваниями, не получит достаточно внимания, будет долго привыкать к незнакомой обстановке. В этой статье мы разберём 13 основных преимуществ детского сада.

Назначение детского сада

Основная цель детского сада – создание развивающей среды. Мало дать малышу большое количество знаний, нужно предоставить ему возможность заниматься разнообразными видами деятельности, чтобы узнать в какой сфере лежат его таланты, что его больше увлекает и соответствует темпераменту.

В ряде стран дети в обязательном порядке должны посещать подготовительную группу детского сада, а во Франции дошкольное образование начинается с трех лет. В России посещение ДОУ – дело добровольное. Возможно, найдутся родители, которые смогут своими силами создать условия для всестороннего развития ребёнка – заниматься с ним творчеством и спортом, водить по музеям и театрам, проводить музыкальные занятия, каждый день показывать что-то новое и необычное. Но, скорее всего, для этого придётся затратить много времени и сил, привлечь разных преподавателей. В итоге, эта идея покажется не слишком рациональной, а хороший детский сад с этим легко справится, создаст ребенку массу социальных, визуальных и тактильных возможностей для получения новых знаний.

1 Социальное развитие

Примерно до 2 лет малышу достаточно общения с мамой и другими родственниками, окружающими его вниманием и заботой. Но наступает момент, когда он начинает интересоваться сверстниками, с которыми можно играть и общаться. Важно дать ему возможность такого общения. Взаимодействуя с ровесниками, дети выражают свою индивидуальность, развивают навыки сотрудничества, учатся делиться игрушками.

В детском саду воспитатели организуют специальные занятия и игры, направленные на общение и совместную деятельность детей. Они помогают малышам развивать навыки коммуникации, решать конфликты и строить отношения. В садике протекает полноценная социальная жизнь во всем ее многообразии – дети дружат, ссорятся, мирятся, отстаивают собственные интересы, учатся отвечать за свои поступки. Такой богатый опыт они не могут получить дома, во дворе или при посещении развивающих кружков. Найти там друзей сейчас намного сложнее, чем несколько десятилетий назад.

2 Возможность почувствовать себя полноценным членом общества

Возможность почувствовать себя полноценным членом общества

Психологи считают, что социализация – одно из главных преимуществ посещения детского сада. Поступив в ДОУ, ребёнок получает новый социальный статус. Ежедневная коммуникация со сверстниками помогает развить множество социальных навыков:

  • заводить друзей;
  • признавать свою вину;
  • находить компромисс;
  • решать конфликты;
  • работать в команде;
  • проявлять лидерские качества;
  • контролировать свои эмоции;
  • чувствовать эмоции других людей.

В саду малыш сталкивается с разнообразными ситуациями взаимодействия и учится конструктивному общению. Он узнаёт, что существует слово «надо», что отстаивать свое мнение лучше без истерик и капризов.

3 Самостоятельность

Способность к автономии у ребенка начинает формироваться уже на втором году жизни. В домашних условиях мамы и бабушки часто излишне опекают ребёнка – кормят из ложки, убирают за него игрушки, застилают постель. В садике дети намного быстрее приучаются к порядку и начинают сами себя обслуживать. Там придётся без посторонней помощи застегивать пуговицы и мыть руки.

В дошкольном возрасте формируются нравственно волевые качества личности, включая самостоятельность. Развитие инициативы и самостоятельности происходит через игровую, трудовую и продуктивную деятельность – конструирование, рисование, лепку. Дети видят результаты своего труда, учатся принимать решения, отвечать за свои поступки. Это формирует такие качества, как активность, уверенность в себе, самоконтроль, умение ставить цели и достигать их.

4 Гармоничное развитие личности

Хорошее детское учреждение не только готовит ребёнка к школе, но и занимается его всесторонним развитием. Большое внимание уделяется социальному взаимодействию, физической активности, освоению социально-бытовых навыков, культурному развитию. Продвинутые садики предлагают разные виды дополнительного образования – физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Родителям не нужно водить ребёнка в кружки или секции, культурно-образовательные программа ДОУ полностью закрывают все потребности маленького человека – дают необходимые знания о мире, способствует появлению увлечений. Кроме этого, детей учат моральным ценностям, правильному поведению, умение вливаться в коллектив. Воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие различных навыков и умений и на формирование гармонично развитой личности.

5 Физическое развитие

Физкультура и спорт – важная составляющая воспитания малышей. Польза физкультуры и зарядки в том, что они помогают укрепить здоровье, уравновесить психику, развить упорство, работоспособность и волю к преодолению трудностей.

Физическое развитие детей в детском саду

В детском саду этой теме уделяют пристальное внимание. К задачам физического воспитания относятся:

  • Двигательная активность (подвижные игры, физкультурные занятия, утренняя гимнастика).
  • Ознакомление с устройством человеческого организма.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков (самообслуживание, культура приема пищи).
  • Закаливание и оздоровительные мероприятия.
  • Спортивные праздники и развлечения.
  • Развитие физических качеств (сила, ловкость, выносливость, гибкость).
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • Здоровое питание (является важным условием гармоничного физического и нервно-психического развития).

В детском саду используются специальные педагогические методы, которые способствуют эффективному физическому развитию, прививают любовь к спорту. Если в дошкольном возрасте не уделять достаточно внимания физической активности, ребенок не сможет активно общаться, хорошо учиться, не станет всесторонне развитой личностью.

6 Выявление и развитие навыков и талантов

Современное детское учреждение можно сравнить с множеством компактно расположенных кружков и секций. С детьми занимаются танцами, рисованием, учат играть в шахматы. Для ребенка преимущества занятий в детском саду очевидна. Он пробует себя в самых разных областях и можно сразу увидеть, что у него получается лучше всего. В дальнейшем для малыша может быть разработана индивидуальная программа развития и предложены дополнительные занятия. В атмосфере поддержки и поощрения ребенок сможет полностью раскрыть свой потенциал в области:

  • изобразительного искусства;
  • творчества;
  • общения и лидерства;
  • физической активности;
  • музыки;
  • интеллектуальной деятельности;
  • академических достижений;
  • естественных наук и др.

Раннее выявление и сопровождение юных дарований позволит им в дальнейшем найти свое призвание и успешно реализовать себя. Это полезно как для самого ребёнка, так и для общества в целом.

7 Развитие по выбранной системе

В государственных детских садах действует 21 программа дошкольного образования. Обычно их дополняют парциальными программами, направленными на музыкальное, художественное, эстетическое развитие. Однако, 85 % государственных садиков развивают детей по универсальной программе «От рождения до школы». Частные детсады предлагают альтернативные программы, наиболее распространенные из них:

  • Система Монтессори. Ставит акцент на развитии самостоятельности. Обучение проходит в специально подготовленной развивающей среде, где дети сами выбирают занятия и виды деятельности.
  • Методика Никитиных. Большое внимание уделяется физическому развитию, созданию богатой развивающей среды.
  • Билингвальное обучение (попеременно на родном и иностранном языках).

Польза занятий в детском саду определяется системным подходом к дошкольному образованию, что очень трудно сделать в домашних условиях.

8 Быстрое развитие отстающих детей

Быстрое развитие отстающих детей

Если темпы развития ребёнка отстают от средних показателей, многие родители предпочитают оставить его на домашнем воспитании. Они считают, что так он получит больше внимания и будет огражден от насмешек ровесников. Обычно ребёнка оставляют с бабушкой, которой трудно научить его даже элементарным вещам – отказаться от соски и начать пользоваться горшком.

В логопедическом садике ребёнка будут усиленно развивать, давать персональные задания. Работа с психологом, логопедом, дефектологом поможет ему быстрее догнать своих сверстников. В частных детсадах малышам уделяется больше внимания, а система Монтессори хорошо адаптирована для детей с особенностями развития.

9 Уменьшением воздействия гаджетов

В наш век глобальной цифровизации домашнее воспитание часто сводится к смартфонам и планшетам. В садике дети не сидят, уткнувшись в экран, они общаются, играют, познают мир. Им предлагают не менее увлекательные занятия, которые будут развивать их способности и, возможно, заложат основу для появления хобби. Интерес к «реальным» занятиям в детстве снижает риск виртуальной зависимости в школьном возрасте.

10 Укрепление иммунитета

Многие родители уверены, что в саду дети постоянно заражаются друг от друга различными инфекциями и это подрывает их здоровье. Безусловно, дома риск подхватить грипп или ветрянку значительно ниже, чем в садике. Но врачи на этот счёт имеют противоположное мнение – при контакте с бактериями и вирусами организм начинает вырабатывать антитела, а это тренировка и укрепление иммунитета. Кроме этого, некоторые болезни лучше перенести в детстве, когда они протекают легче. Это краснуха, ветрянка, свинка, скарлатина. Соблюдение правил гигиены защитит малыша от частых вирусных заболеваний. Необходимо приучить его регулярно мыть руки и полоскать нос солевым раствором. Если превратить профилактические меры в привычку, частота ОРВИ заметно снизится.

11 Сплачивание семьи

ДОУ – не просто место, где ребенок проводит время пока родители на работе, это еще и площадка для сплочения всей семьи. В садиках проводится множество мероприятий, на которые дети приходят вместе с мамами, папами и бабушками. Это праздничные утренники, различные конкурсы, соревнования. Даже самые занятые родители бросают дела и посвящают это время ребёнку. Успехи и достижения малыша радуют всю семью, объединяя ее.

Педагоги стараются наладить связь с родителями, ведь они воспитывают одних и тех же детей, помогают развить им творческие способности и самореализоваться. Привлечение семей воспитанников к участию в мероприятиях активизирует педагогическое общение родителей со своими детьми, способствует укреплению семейных ценностей и традиций. Ребёнок начинает осознавать себя любимыми, полноценным членом семьи.

12 Социальная адаптация

Домашние дети, поступив в первый класс, попадают в совершенно непривычную среду и при этом испытывают сильный стресс. Готовность к школе не ограничивается умением писать и считать, кроме этого возникает необходимость подчиняться социальным нормам и правилам, находить общий язык с разными людьми, самостоятельно собирать вещи и одеваться.

В садике ребёнок знакомится с режимом дня, учится следовать инструкциям, развивает навыки самообслуживания и другие нужные качества. Дети, посещавшие ДОУ, легче адаптируются к школе, они уже знают, что такое дисциплина, умеют общаться в коллективе, слушать педагога и выполнять задания. Детский сад дает комплексную подготовку к школе, которую невозможно получить дома.

13 Возможность профессиональной самореализации для родителей

Этот аргумент не только в пользу детей, но и их родителей. Когда ребёнок находится в ДОУ, они могут спокойно работать или заниматься своими делами. Не все мамы считают, что их предназначение исчерпывается только уходом за детьми. Многие мечтают жить насыщенной жизнью и быть востребованными в своей профессии. Самореализацией можно заниматься только будучи уверенной, что малыш весь день находится там, где о нем заботятся и занимаются его развитием. Ребёнку тоже лучше общаться с довольной и ласковой мамой, чем с уставшей и раздраженной. Времена, когда после рождения детей приходилось жертвовать своими интересами и карьерой, давно миновали. Вдобавок ко всему, человек, выросший под круглосуточным родительским контролем, обычно не слишком самостоятельный и боится принимать решения.

Подводим итог

Детский сад – это не просто площадка, где можно оставить ребёнка на время, пока вы находитесь на работе. Это место, где малыш получает много преимуществ для своего развития. Здесь он тренируется в общении, развивает свои способности, получает ценный жизненный опыт, быстрее становится самостоятельным. В этой статье рассматривались положительные моменты детсадовского воспитания. Возможно их будет достаточно, чтобы согласиться с пользой детского сада для ребенка и найти ответ на гамлетовский вопрос – быть ему там или нет.

Частный детский сад «Веселые ребята»
Автор статьи
Частный детский сад «Веселые ребята»

Другие статьи

обучение на дому
Как начать обучение на дому
Вы решили учиться на дому. И что теперь? Прежде всего, знайте, что вы не ...
Читать далее
логопед
Логопед в детском саду – занятия и обязанности логопеда
Диагностикой и коррекцией речевых нарушений, возникающих у детей разных ...
Читать далее