Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 251
Главная Статьи Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду

Труд – важный инструмент воспитания самостоятельных, ответственных, целеустремленных членов общества. Прививать положительное отношение к труду необходимо с раннего возраста. Трудовое воспитание в детском саду направлено на формирование у детей трудолюбия, на стремление обучаться различным практическим навыкам. Трудовая деятельность положительно влияет на воспитание нравственно волевых качеств, расширяет кругозор, учит сотрудничеству.

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал – «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

Задачи по формированию ценностного отношения к труду у дошкольников отражены в ФГОС ДО. Трудовое воспитание является одним из основных условий успешной подготовки к школе. Детей приобщают к доступной им трудовой деятельности через ознакомление с трудом взрослых. Это формирует уважение к их труду, бережное отношением к его результатам и желание помогать сверстниками и взрослым по мере своих возрастных возможностей.

Цели, которые достигаются через трудовое воспитание в ДОУ:

  • обучение различным практическим умениям и навыкам и их дальнейшее развитие;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, ответственности, пробуждение интереса к труду;
  • развитие навыков сотрудничества, умения работать в коллективе и для коллектива;
  • формирование положительного отношения к труду и психологической готовности трудиться;
  • приобретение социального опыта;
  • развитие умственной и творческой активности.

Наблюдая за действиями взрослых, дети начинают им помогать, становятся активными участниками трудового процесса. Например, при ознакомлении с трудом помощника воспитателя, они понимают что останутся голодными, если не накрыт стол. Малыши ставят на столы салфетницы, хлебницы, раскладывают столовые приборы. Систематическое привлечение детей к разным полезным действиям вырабатывает привычку и стремление к труду, который является главным источником полноценной жизни.

Виды труда

Малыши моют руки

Трудовую деятельность дошкольников принято разделять на 4 разных по содержанию вида:

  1. Самообслуживание. Это первый доступный для малыша вид деятельности. В процессе овладения навыками самообслуживания он приучается к трудовым усилиям, становится более уверенным и независимым.
  2. Хозяйственно-бытовой труд. Направлен не только на удовлетворение своих потребностей, но и общественных нужд. Это действия по поддержанию чистоты и порядка в группе, на участке, дома. Такие виды деятельности формируют самоконтроль, самостоятельность, учат культуре труда. Маленький человек, приученный к порядку, становится организованным и пунктуальным.
  3. Труд в природе. Требует определенного вида ответственности и знаний о жизни животных и растений. Дети поливают цветы, сажают овощи, ухаживают за домашними питомцами, кормят их. Такая работа вызывает много положительных эмоций. Малыш должен понять, что растение без ухода и полива засохнет, а питомец заболеет, если его не кормить.
  4. Ручной труд. Удовлетворяет эстетические потребности человека. Применяется начиная со старшей группы. Это изготовление самодельных игрушек, поделок из ткани, бумаги, природных материалов. Дети украшают своими изделиями стены при подготовке к праздникам, устраивают выставки. Такой труд способствует развитию фантазии, конструктивного мышления, творческих способностей, учит умению ставить цель и достигать хорошего результата,

Трудовое воспитание в детском саду принесет мало пользы, если дома за малыша все делают родители. Иногда взрослым хлопотно поручить ребёнку что-то из домашних дел, легче сделать все самому. Но в дальнейшем старания по приобщению к труду окупятся, помогут сформировать гармонично развитую, активную, целеустремленную личность, способную легко реализоваться в жизни.

Ребёнок, растущий в бодрой трудовой атмосфере, в семье, где родители сами демонстрируют добросовестное отношение к своим профессиональным и бытовым обязанностям, становится трудолюбивым, стремится приносить пользу людям.

Особенности трудовой деятельности для разных возрастных групп

Особенность детского труда в том, что он является общественно-полезным и ситуативным. Детей не привлекают к производственной деятельности, они не получают материального вознаграждения. Обязательным условием является участие и помощь взрослого.

Мотивация для включения в трудовую деятельность может быть разной:

  • стремление почувствовать себя взрослым и самостоятельным;
  • желание самоутвердиться, получить одобрение и высокую оценку своих стараний от взрослых;
  • внутренний интерес к освоению новых умений;
  • желание сделать что-то полезное, проявить внимание, помочь.

Когда у ребёнка отрицательная мотивация, то есть он делает что-то из страха быть наказанным в случае отказа, это будет подавлять его творческий потенциал. По этой же причине нельзя использовать труд в качестве средства наказания. При правильной организации детского труда и соответствии его возрастным возможностям, он будет приносить радость.

Трудовое воспитание начинается с освоения базовых навыков самообслуживания, этому учат малышей с двухлетнего возраста. По мере взросления дети начинают помогать взрослым в уборке, приготовлении пищи, занимаются другими видами деятельности. Труд постепенно усложняется, повышаются требования к самостоятельности.

Для младших групп

Ребенок учится надевать обувь

В этом возрасте дети знакомятся с простейшими трудовыми процессами, учатся бережному отношению к вещам и игрушкам, первым проявлениям сотрудничества и взаимопомощи (снять сапоги, завязать сзади шарф и др.)

В этом возрасте малыши ещё не осознают результатов труда, им интересен сам процесс. Например, они могут полить растения и сразу начать делать это вновь или при сервировке стола кладут по второй ложке.

Самообслуживание

В младшем дошкольном возрасте ещё плохо развита мускулатура пальцев, дети легко отвлекаются, не умеют планировать действия, сложно усваивают их последовательность. В этом возрасте им необходимо научиться:

  • запоминать названия предметов одежды;
  • самостоятельно принимать пищу, пользоваться салфеткой, ложкой, вилкой;
  • одеваться, раздеваться;
  • пользоваться расческой;
  • умываться, мыть руки мылом, вытираться полотенцем;

Обслуживая себя, малыши учатся быть опрятными, чистоплотными и аккуратными.

Хозяйственно-бытовой труд

Младшие дошкольники могут вовлекаться в посильную для них работу и помощь взрослым:

  • убрать за собой игрушки;
  • смести снег со скамеек;
  • собрать на участке листву;
  • помочь сервировать стол;
  • почистить заснеженные дорожки лопатками.

Труд в природе

Помогает формировать бережное отношение к растениям и животным, развивает наблюдательность. В младших группах дети под руководством взрослых:

  • подкармливают зимующих птиц;
  • поливают и моют комнатные растения с помощью взрослых;
  • собирают созревшие плоды и ягоды;
  • помогают сеять семена.

Воспитатель руководит трудом малышей, знакомит с явлениями, происходящими в природе, называет части растений, объясняет полезность действий, которые они совершают.

Для детей средней группы

Малыш складывает одежду в шкафчик

Дети. 4-5 лет в основном совершенствуют навыки самообслуживания, расширяют поле деятельности при выполнении хозяйственных поручений и труда в природе.

Самообслуживание

  • малыши приучаются аккуратно складывать одежду в шкафчик, заправлять постель, развивают навыки взаимопомощи;
  • учатся принимать помощь и благодарить;
  • следят за тем, чтобы одежда и обувь были чистыми и сухими.

Дети прочно усваивают ежедневно повторяющиеся действия и начинают воспринимать их как необходимость. Педагог следит сколько времени ребенок затрачивает на действия по самообслуживанию, требует, чтобы они выполнялись качественно.

Хозяйственно-бытовой труд

В средней группе дети:

  • учатся протирать полки в шкафчике для одежды;
  • помогают младшему воспитателю менять грязные полотенца, раскладывать постельные принадлежности, мыть игрушки и стульчики;
  • наводят порядок после игры;
  • протирают подоконники;
  • аккуратно раскладывают игрушки и учебные материалы по стеллажам;
  • стирают кукольную одежду;
  • наводят порядок на участке, подметают мусор, песок и снег.

Постепенно вводятся дежурства. Такой вид труда направлен на удовлетворением коллективных потребностей, помогает развить заботливое отношение к сверстникам.

Труд в природе

  • участие в чистке аквариума;
  • подготовка корма для обитателей живого уголка;
  • наблюдение за перекопкой земли и обрезкой кустарников;
  • полив, опрыскивание, мытье комнатных растений;
  • помощь при пересадке растений.

Дети учатся аккуратности при работе с землей, водой и растениями. Воспитатель рассказывает какой корм требуется птицам или рыбкам, объясняет как он называется и как хранится.

Для детей старшей и подготовительной групп

Ребенок учится завязывать шнурки

Дети 5-7 лет уже хорошо усвоили навыки самообслуживания:

  • самостоятельно завязывают шнурки;
  • одеваются и раздеваются;
  • аккуратно складывают свою одежду;
  • умеют пользоваться ложкой, вилкой и ножом;
  • могут чистить зубы, мыть ноги и тело, насухо вытираться полотенцем;
  • сами стирают свои мелкие вещи – носочки, носовые платки;
  • убирают свою постель.

Хозяйственно-бытовой труд

Дети следят за чистотой в группе и на участке, протирают мебель, помогают младшему воспитателю разложить мыло по мыльницам. Старшие дошкольники могут самостоятельно организовать свой труд, выбрать нужные рабочие инструменты, а после работы разложить все по местам. В этом возрасте у них появляются постоянные обязанности, в группе назначают дежурных.

Труд в природе

В уголке природы появляются комнатные растения, требующего более сложного ухода. Дети рыхлят землю, вытирают листья от пыли, опрыскивают, самостоятельно определяют когда цветы нуждаются в поливе. Учатся различать растения по внешним признакам, наблюдают за их развитием, запоминают названия. Ведут дневник наблюдений, в котором отмечают изменения в поведении обитателей живого уголка и состоянии растений.

На улице собирают семена дикорастущих растений для кормления зимующих птиц. На огороде помогают высадить рассаду, ухаживают за выращиванием овощей с разным сроком вегетации, их труд становится более сложным и систематическим.

Ручной труд

Старшие дошкольники могут:

  • пришить петли к новым полотенцам;
  • подклеить книгу, отремонтировать игрушку;
  • самостоятельно отсортировать природные материалы для поделок (скорлупу орехов, шишки, кору, листья и др.).

Под руководством взрослых мастерят коробки, атрибуты и пособия для занятий. Воспитанники изготавливают игрушки, елочные украшения, подарки родителям, занимаются конструированием, лепкой, создают коллективные художественные композиции, украшают интерьер комнаты своими работами.

У детей старшего дошкольного возраста большое значение приобретает умственный труд. Они учатся читать, писать, решают логические задачи, анализируют процесс работы, делают собственные выводы и маленькие «открытия».

Организация трудовой деятельности для малышей

Программа по трудовому воспитанию охватывает все виды и формы детского труда. Детей необходимо систематически привлекать к труду. Если это происходит от случая к случая, малыш постепенно потеряет интерес к собственным трудовым усилиям.

Организация труда в детском саду

Формы детского труда

Трудовая деятельность дошкольников может проходить в форме общего, коллективного, совместного труда. Детям дают поручения, а начиная со средней группы они привлекаются к дежурству.

  • Общий труд. Имеет определенную задачу и нацелен на общий результат. Педагог дает задание, например, смастерить вместе с родителями елочную игрушку и принести ее в детский сад. Родители только помогают, а не делают все сами. Такая форма труда помогает малышу надолго удерживать в памяти порученное задание, развивает отзывчивость, ответственность, желание доставить радость.
  • Коллективный труд. Группу детей делят на подгруппы, каждая из которых получает задание. Например, во время уборки в групповой комнате одна подгруппа наводит порядок на стеллажах с игрушками, другая протирает и расставляет стульчики, третья убирается в уголке природы. Детям объясняют, что от качества труда каждого зависит общий результат.
  • Совместная деятельность. Разновидность коллективного труда, когда каждый участник подгруппы выполняет свои обязанности – один ребёнок достаёт игрушку с полки и кладёт на стол, второй моет ее, третий вытирает сухим полотенцем, четвёртый вытирает пыль на стеллажах, пятый возвращает игрушку на полку. Чтобы получить похвалу от воспитателя, малыши могут давать друг другу советы как лучше справиться с работой, но не выполняют ее за другого. Это приучает соблюдать темп работы и заботиться о ее качестве, воспитывает ответственность перед другими участниками.

Поручения

Малышу получают работу, которую он в состоянии выполнить. Поручения бывают:

  • Простые. Состоят из одного действия, например, просьба подать салфетки, принести полотенце.
  • Сложные. Состоят из двух и более последовательных действий, например взять лейку, налить воды, полить растения.
  • Кратковременные и длительные. Например, наблюдение за тем, как быстро высыхает земля в горшке с растением.
  • Эпизодические. Например, в пенале с карандашами отобрать те, которые нужно поточить.
  • Индивидуальные и групповые.

Поручения даются в виде просьбы с четкой формулировкой задания, понятной ребёнку. После его выполнения малыша хвалят и благодарят. В младших группах детям дают максимально простые индивидуальные поручения, чтобы включить их в деятельность, полезную для коллектива.

Дежурство

Это работа, направленная на обслуживание коллектива. Детям поочередно поручают обязательное к выполнению дело. Это может быть дежурство по столовой, по подготовке к занятиям, уголку природы. Дежурства заставляют проявлять сноровку, деловитость, повышать самоорганизацию. Дети понимают важность порученного дела для коллектива. Обычно назначают по двое дежурных, чтобы они учились согласовывать свои действия, договаривались кто чем будет заниматься.

В дошкольных учреждениях правильно организованный труд имеет большое педагогическое значение, он воспитывает в детях дисциплину, самостоятельность, привычку к сотрудничеству и добросовестной работе, инициативность.

Важно похвалить ребёнка за его старания, тогда другие дети начинают понимать как следует поступать в таких случаях, начинают подражать тому, кого похвалили.

Если работа выполнена небрежно, без должного старания, незаслуженная похвала снижает воспитательную функцию труда.

Приемы трудового воспитания

Для формирования правильного отношения к труду в МБДОУ и частных детских садиках используют методические подходы, основанные на интересе детей к труду и стремлении подражать взрослым.

Словесные приемы

Воспитатель объясняет что и как нужно делать, дает советы и указания, оценивает выполненную работу. Детям читают художественную литературу, заряжающую трудовым энтузиазмом. Это потешки, пословицы о трудолюбии.

Наглядные приемы

Малыши рассматривают сюжетные и предметные картинки, альбомы с изображением труда взрослых и детей. Их водят на экскурсию в медицинский кабинет, прачечную, столовую, чтобы они посмотрели наработку повара, прачки, медсестры. Демонстрируют как организовать работу, выбрать инвентарь, убрать рабочее место.

Практические приемы

Воспитатель показывает как правильно выглядит действие по этапам, делает его вместе с ребёнком. После дошкольник действует самостоятельно.

Игровые приемы

У дошкольников основным видом деятельности является игра, в процессе которой они воспроизводят действия взрослых, в том числе работу представителей различных профессий. Любой труд дошкольника приближен к игровой деятельности, и он воспринимает его как игру. Это помогает детям с большим удовольствием заниматься делами и получать хорошие результаты. На помощь приходят сюжетно – ролевые и дидактические игры, разыгрывание ситуаций, лото. Например, игровые ситуация «Научим куклу мыть руки», «Мыльные перчатки», «Сделаем куклам разные прически» закрепляют навыки гигиены и опрятного внешнего вида.

Организация занятия

Правильная организация занятия создаёт позитивную рабочую атмосферу, вызывает интерес к трудовой деятельности. По традиции занятие состоит из трёх основных частей.

Мотивация ребенка в детском саду

Вводная часть

Создаёт благоприятный психологический настрой, пробуждает мотивацию к труду. В качестве мотивационных приемов используют:

  • чтение художественной литературы о пользе трудолюбия – поговорки, потешки, загадки, фрагменты из сказок;
  • демонстрацию иллюстраций, мультфильмов, видеоматериалов, фотографий;
  • музыку;
  • беседы с детьми;
  • различные игры;
  • разыгрывание сюжетов с появлением сказочного персонажа, который просит решить его проблему, вовлекает малышей в познавательную игру или диалог.

Основная часть

Непосредственно трудовая деятельность, выполнение развивающих заданий и упражнений, игры, самостоятельная работа детей. Продолжительность от 10 минут (в младшей группе) до получаса (в подготовительной).

Рефлексия

Воспитатель спрашивает понравилось ли занятие, благодарит за активность, подводит итоги, задаёт вопросы:

  • Что нового узнали, чему научились?
  • Чем занимались?
  • Какое настроение после занятия?
  • Что больше понравилось, было ли интересно?

Диагностика результатов трудовой деятельности в детсаде

В начале и конце учебного года педагоги оценивает насколько уровень трудовой деятельности воспитанников МБДОУ или частного детсада соответствует возрастной норме.

Два-три года:

  • Ребёнок может одеться и обуться с помощью взрослого, ему помогают застегнуть пуговицы или кнопки, завязать шнурки.
  • Знает где работают родители.

Может назвать выполняемые действия (мама убирается в комнате, стирает вещи, моет посуду). Выполняет простые действия по требованию взрослых, соглашается помочь.

Ребёнок в три-четыре года:

  • Может сложить на место игрушки, самостоятельно одеться и раздеться, соблюдая последовательность действий.
  • Радуется когда правильно выполнил порученную работу.
  • Знает чем занимаются представители разных профессий (врач, портной, шофёр, пожарный).

В четыре-пять лет:

  • Раздевается, одевается, аккуратно складывает одежду.
  • Доводит начатое дело до конца.
  • В ролевых играх воспроизводит действия представителей разных профессий.
  • проявляет старание во время дежурства.

В пять-шесть лет:

  • Следит за гигиеной – регулярно чистит зубы, умывается, моет руки.
  • Следит за чистотой одежды и обуви.
  • Объективно оценивает результаты своей деятельности.
  • Заботится, чтобы его игрушки и вещи были в хорошем состоянии.
  • Ценит и уважает труд людей.
  • Знаком с разнообразными профессиями, включая творческие и артистические.
  • Умеет ухаживать за растениями в уголке природы.

В шесть-семь лет:

  • Старается выглядеть опрятно.
  • Самостоятельно выбирает инвентарь и материалы для игр или выполнения полученной работы, планирует последовательность трудовых операций.
  • Ответственно и старательно выполняет обязанности дежурного.
  • Радуется результатам коллективного труда.
  • Проявляет терпение готовность к трудовым усилиям, чтобы завершить начатое дело.
  • Понимает ценность труда, с уважением относится к людям разных профессий.
  • Проявляет фантазию при изготовлении поделок.

Результаты трудовой деятельности оцениваются от низкого уровня до высокого:

  • Низкий уровень – ребенок испытывает трудности в самостоятельной деятельности, слабо справляется с задачами даже с посторонней помощью.
  • Средний уровень – малыш справляется с задачами при частичном участии взрослых.
  • Высокий уровень – ребенок все делает самостоятельно, в помощи взрослых не нуждается.

В дошкольных учреждениях правильно организованный труд имеет большое педагогическое значение, он воспитывает в детях дисциплину, самостоятельность, привычку к сотрудничеству и добросовестной работе, инициативность. Важно вовлекать родителей в процесс трудового воспитания, чтобы их опыт и традиции передавались детям.

 

Частный детский сад «Веселые ребята»
Автор статьи
Частный детский сад «Веселые ребята»

Другие статьи

Памятка телефонных номеров помощи детям в случае насилия
В случае, если ребенок подвергается насилию, жестокому обращению со стороны ...
Читать далее
Польза детского сада
Польза детского сада для ребенка
Отдавать ребёнка в детский сад или нет? Это вопрос мучает многих родителей и ...
Читать далее