Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 251
Главная Статьи Логопед в детском саду – занятия и обязанности логопеда

Логопед в детском саду – занятия и обязанности логопеда

логопед

Диагностикой и коррекцией речевых нарушений, возникающих у детей разных возрастных групп решает логопед в детском саду. Для учащихся дошкольных образовательных учреждений крайне важно проработать все дефекты, связанные с дикцией или постановкой письма. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог полноценно обучаться в школе.

Профессиональные занятия с логопедом в детском саду помогают не только выстроить правильную речь, но и способствуют развитию моторики, умений различать звуки на слух. Подобные навыки очень важны для дальнейшего детского развития, ведь даже малейшее упущение может негативно сказаться на успеваемости и общем понимании материала.

В ряд обязанностей логопеда в детском саду входят:

  • обследование детей на предмет выявления наличия/отсутствия нарушений;
  • проведение корректирующих занятий с воспитанниками детского сада в группах или индивидуально;
  • помощь детям в социализации;
  • обучение родителей техникам самостоятельных занятий во вне учебное время;
  • внедрение в практику новых методик коррекции и образовательных программ.

Дополнительно в профессиональные обязанности логопеда детского сада входит ведение необходимой документации, а также разработка методической литературы.

Посещение кабинета логопеда в детском саду – это возможность получить грамотную консультацию касательно состояния ребенка и вовремя подобрать оптимальный метод коррекции нарушений.

Что такое логопедия?

В широком понимании, логопедия – это наука, изучающая речевые расстройства. Основными ее задачами являются выяснение причин возникновения дефектов, оценка их проявлений и последующее устранение или коррекция.

Принято выделять следующие функции логопедии:

  • изучение развития речевых расстройств и их систематизация;
  • определение новых методик устранения нарушений;
  • разработка новейших методов профилактики речевых нарушений;
  • изучение симптоматики речевых отклонений;

Как наука, логопедия включает в себя академический и практический аспекты. В теоретическом плане она предусматривает изучение физиологических проблем и выполнение научных изысканий в сфере физиологии и анатомии. С практической точки зрения цель научных изысканий направлена непосредственно на искоренение речевого расстройства, как такового.

Важный нюанс кроется в том, что кроме логопедии, нарушениями речевого аппарата у детей занимаются невропатологи, психологи, психотерапевты и ряд других специалистов. В некоторых случаях для устранения проблем требуются их совместные усилия.

занятия с логопедом

Для чего нужен логопед в детском саду?

Обучение в дошкольном образовательном учреждении – это важный шаг в жизни каждого ребенка. Именно в детсадовском возрасте формируются большинство из всех познавательных навыков и умений малыша, таких как:

  • развитие связной речи;
  • правильное произношение звуков и букв;
  • развитие моторики;
  • расширение словарного запаса;
  • постановка основных психоэмоциональных процессов.

В этот период часто возникают патологии речевого аппарата, коррекция которых требует внимания специалиста. Однако далеко не всегда родители обращают на это пристальное внимание. А ведь в дальнейшем проблемы с речью крайне негативно отразиться на жизни ребенка.

В этой связи работа логопеда в детском саду приобретает особую актуальность. Специалист проводить первичную диагностику всех детей в группе или же в индивидуальном порядке. Это позволяет своевременно выяснить уровень речевого развития ребенка, проанализировать наличие расстройств и, при необходимости, назначить необходимую терапию.

Принято начинать занятия с детьми средней возрастной группы (4-5 лет), но обращать внимания на правильность речи ребенка следует с младшего возраста. Воспитатель логопед в детском саду успешно подберет методику даже для самых маленьких воспитанников образовательных учреждений. Поскольку, чем раньше начать прорабатывать проблему, тем быстрее удаться ее решить без последствий.

Возрастная группа Коррекционные задачи
Младшая (3–4 года) - Формирование речевого слуха — умения понимать звучащую речь;

- Развитие слухового внимания;

- Расширение словарного запаса;

- Развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Средняя (4–5 лет)- Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;

- Совершенствование звукопроизношения;

- Обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);

- Развитие слухоречевого внимания и памяти;

- Развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.
Старшая и
подготовительная (5–7 лет)
- Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;

- Коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);

- Подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.

Какие нарушения речи корректирует логопед?

Работа с детьми – крайне ответственный процесс, требующий высокой квалификации и профессиональной подготовки. Учитель логопед в детском саду – это специалист, обладающий педагогическими и психологическими навыками, необходимыми для того, чтобы поддерживать дружественную атмосферу во время занятий и находить подход к характеру любого ребенка.

Профессиональных навыков логопеда в детском саду достаточно для коррекции следующих речевых нарушений, таких как:

  • заикание;
  • отставание речевого развития;
  • гнусавость;
  • проблемы с произношением отдельных звуков;
  • нарушение скорости речи;
  • проблемы с чтением и письмом.

Занятия с логопедом в детском саду проходят в игровой форме. Специалист подбирает методики так, чтобы ребенку было интересно и нескучно выполнять задания и упражнения. Считается, что именно такая схема занятий является наиболее эффективной, поскольку помимо решения основной проблемы, детский мозг усваивает множество дополнительной информации, которая способствует его развитию.

Виды логопедических занятий

Существует множество видов логопедических занятий. В зависимости от специфики их проведения, принято выделять:

  1. Групповые занятия. Считается, что групповая практика не только способствует продуктивной коррекции нарушений, но и развивает у детей коммуникативные навыки. Занимаясь небольшими группами (4-6 человек), ребята в игровой форме выполняют задания, которые предлагает им специалист. Учитель-логопед в детском саду проводит мониторинг достижений, который направлен на определение прогресса у детей разных возрастных групп со схожими дефектами речи.
  2. Индивидуальные уроки. Форма индивидуальных занятий отличается от групповой тем, что все внимание логопеда направленно непосредственно на ребенка. Благодаря такому подходу, ему удается более качественно выполнять упражнения, что способствует быстрому достижению положительного результата.
  3. Фронтальные занятия. Эта форма проведения занятий предполагает выполнения группой одинаковых заданий. Фронтальный подход помогает детям концентрировать внимание на воспитателе, учится самоорганизации и обработке информации. Эта методика способствует продуктивной подготовке к школе, поскольку на занятиях очень точно передается атмосфера классных занятий.

Логопед в детском саду определяет метод проведения коррекции, выбирает тип необходимых упражнений с учетом тяжести состояния и индивидуальных потребностей каждого воспитанника.