Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 251
Главная Статьи Первые дни ребенка в детском саду

Первые дни ребенка в детском саду

Первый день в детском саду

Отправить ребёнка в садик – значит дать ему возможность для социализации, общения, учебы, игры, что благоприятно сказывается на его развитии и будущем успехе. Первый день в детском саду – важное и волнующее событие в жизни ребёнка, которое редко обходится без сильных эмоций и слез. Для большинства детей это первый опыт разлуки с родителями, поэтому так важна предварительная подготовка к новым условиям жизни. В этой статье расскажем, как помочь ребёнку максимально безболезненно адаптироваться к ДОУ.

Как подготовить ребёнка к первому дню

В большинстве случаев детям нравится в садике, там они общаются с постоянной компанией ровесников, играют, учатся новому. Однако, первые дни посещения всегда вызывают стресс. Мама уходит, кругом много незнакомых детей, появляются новые правила и распорядок. В семье малыш был в центре внимания, а в садике оказывается одним из многих и не может получить столько внимания как дома. Ребёнку потребуется изменить своё поведения, выработать новые навыки, психологически перестроиться. Это невозможно сделать без помощи родителей и воспитателей,

Мало кто из малышей без проблем адаптируется к новой обстановке, большинство, переживают, плачут, не хотят оставаться с чужими людьми. Это нормальная реакция на расставание с мамой, которая дарит ребёнку ощущение безопасности. Привыкание к непривычным условиям сопровождается такими симптомами как:

  • отсутствие интереса к играм;
  • перепады настроения, капризность;
  • агрессия или апатия;
  • плаксивость, замкнутость;
  • утрата приобретенных навыков и умений (задержка развития речи, возвращение к соске и памперсам);
  • беспокойный сон;
  • невротические проявления, например, энурез;
  • снижение иммунитета, склонность к частым респираторным инфекциям, обострение хронических заболеваний.

Задача родителей – помочь сыну или дочке приспособиться к детсадовским условиям. Тяжелее адаптируются дети, которые слишком привязаны к матери, не имеют навыков самообслуживания, не привыкли общаться с ровесниками и малознакомыми людьми. Страх вызывает непривычная обстановка, новые лица, предположение, что за ним не придут. На процесс адаптации влияет возраст ребёнка, уровень общительности, наличие навыков самообслуживания. Малыши после трёх лет привыкают легче, чем в более раннем возрасте. У трехлеток уже появляется интерес к совместным играм со сверстниками. Расскажем, как проходят первые дни в детском саду при разных уровнях адаптации.

Лёгкая адаптация

Негативное эмоциональное состояние продолжается не более месяца. Ребёнок может плакать при расставании с мамой, но быстро успокаивается после ее ухода. Общается с воспитателем, может попросить его о помощи, играет с детьми, не отказывается от еды, спит во время тихого часа, принимает установленные правила поведения. Такой вариант характерен для большинства детей.

Средняя адаптация

Длится до двух месяцев. Ребенок долго не отпускает родителей, просит немедленно вернуться домой, не сразу успокаивается, выглядит немного расстроенным в течение дня, часто спрашивает где мама, может не спать в тихий час, избирателен в еде.

Адаптация ребенка в детском саду

Тяжёлая адаптация

Затягивается на три месяца и более. Малыш не хочет заходить в группу, вырывается, плачет, не идёт на контакт с воспитателем и сверстниками, чувствует себя неуверенно, начинает часто болеть, плохо ест и спит, практически ни с кем не играет. Такое тревожное состояние в течение длительного времени говорит о психологической неготовности к нахождению в детском дошкольном учреждении. В этом случае требуется консультация психолога и невролога, иначе не избежать серьезных нервных заболеваний. На самом деле «несадиковских» детей не бывает, тяжёлая адаптация обычно связана с гиперопекой со стороны родителей, их страхом и нежеланием отпустить от себя ребёнка. Иногда мамы сами неосознанно саботируют адаптацию, имея собственные выгоды от пребывания дома вместе с ребёнком.

Что взять в первый день в садик

Воспитатель должен дать список вещей, которые нужно иметь с собой. Обычно это:

  • сменная обувь – туфли или сандалии с застежкой на липучке, чтобы малышу было легко надеть их самостоятельно;
  • расческа;
  • памперсы (актуально для ясельной группы);
  • колготки;
  • носовой платочек;
  • пакет для мокрой или испачканной одежды;
  • пижама для дневного сна;
  • запасной комплект одежды и 2-3 смены нижнего белья на случай, если малыш испачкается или описается.

Нельзя оставлять в шкафчике продукты питания и лекарства. Желательно принести не только запасную одежду, но и любимую игрушку, которая станет частичкой дома, поможет отвлечься от расставания с близкими. Пусть малыш вместе с ней ходит в группу каждый день, а вы спрашивайте, как игрушка чувствует себя в садике, что делает, не грустит ли. Так вы больше узнаете о процессе привыкания малыша.

Как родителям помочь ребенку адаптироваться

Как родителям помочь ребенку адаптироваться

Психологическую подготовку нужно начать не позднее, чем за полтора-два месяца до момента выхода мамы на работу. Основные рекомендации, которые помогут быстрее адаптироваться:

  • Давайте опыт общения с ровесниками. Гуляйте с малышом на детских площадках, посещайте кружки и развивающие занятия. Там дети учатся взаимодействовать, делиться игрушками, ведь первые конфликты в садике происходят именно из-за них.
  • Иногда расставайтесь с ребенком, оставляйте его с родственниками, няней, аниматором в игровой комнате.
  • Приучите есть кашу, ее всегда дают в садике на завтрак. Если ребёнок привык к сладким йогуртам, он начнет отказываться от детсадовской еды, хотя она вкусная и полезная. Рацион в ДОУ тщательно рассчитан на удовлетворение потребностей растущего организма.
  • Читайте рассказы о садике, придумывайте истории и сказки о том, как любимые игрушки и мультяшные герои проводят время в детском саду.
  • Заранее узнайте распорядок дня в детском саду и начните постепенно перестраивать под него домашний режим – в одно и то же время вставайте, завтракайте, гуляйте, устраивайте тихий час. Режим дня необходимо соблюдать даже в выходные.
  • Несколько раз погуляйте с малышом по территории и зданию детсада. Пусть увидит как выглядит гардеробная, площадка для прогулок, комната для игр.
  • Заранее познакомьте его с воспитательницей. Именно этот человек будет для ребенка главным в непривычной среде, станет учить его новым правилам и навыкам, необходимым для общения в детском коллективе. Ребёнок должен понять, что воспитатель входит в круг «своих взрослых», к которым можно обратиться за помощью и поддержкой. Доверительные отношения с воспитательницей помогут быстрее адаптироваться.
  • Научите основным навыкам самообслуживания. Если малыш может самостоятельно есть, проситься в туалет, мыть руки, одеваться и раздеваться, ему будет намного легче привыкнуть к новым условиям.
  • Расскажите воспитателю о привычках и предпочтениях ребенка, так ему будет легче найти к нему подход.
  • Не показывайте свою тревогу накануне поступления в ДОУ, малыш сразу почувствует что вы нервничаете и тоже начнёт беспокоиться.
  • Расставайтесь быстро и легко, долгое прощание вызовет новые потоки слез. Поцелуйте ребёнка и скажите когда за ним вернётесь. Не стойте возле садика, чтобы он не увидел вас в окно.
  • Поговорите о положительных моментах детского сада – много игрушек, веселые друзья по играм, новые знания и умения.
  • Многие дети легче расстаются с папами, чем с мамами, поэтому стоит попробовать этот вариант. Мужчины менее сентиментальны и более решительны, а настроение передаётся ребёнку.
  • Говорите только положительно о садике, объясняйте, что временное расставание с мамой неизбежно для всех подрастающих девочек и мальчиков. Важно, чтобы он захотел присоединиться к сверстникам и понял, что новое пространство станет его вторым домом, где можно играть, готовиться к праздникам и учиться новому.

Будет прекрасно, если в детсадовской группе у ребёнка найдутся знакомые дети, с которыми он играл во дворе.

В частном детском саду группы маленькие и воспитатели уделяют больше времени новичкам, чем в МБДОУ. Для начала можно пригласить воспитателя к себе в гости, чтобы знакомство прошло в привычной обстановке. Затем малыша приводят в группу, чтобы он побыл там наедине с воспитателем, изучил обстановку. Следующим этапом будет встреча с детским коллективом, ребенок останется в группе на  2 часа и будет чувствовать защиту и поддержку воспитателя, с которым уже сложились доверительные отношения. Первую неделю оставлять ребёнка в садике можно не более, чем на 2-3 часа, постепенно увеличивая время до 5-6 часов.

Что нельзя делать ни в коем случае

Разговор мамы с малышом

Правильное поведение родителей ускорит и облегчит адаптацию. Расскажем, что нельзя делать:

  • Негативно отзываться о детском саде и воспитателе в присутствии ребёнка. Он должен испытывать доверие к воспитательнице. Это единственный взрослый, который обеспечивает его безопасность в стенах детского учреждения.
  • Оставлять в садике сразу на целый день. Привыкание должно происходить постепенно. Сначала малыш остается в группе не более, чем на 2-3 часа, через пару недель всю первую половину дня до тихого часа, еще через неделю до полдника, а потом до вечера.
  • Отдавать в садик во время изменений и кризисов в семье, таких как появлении младшего ребёнка, развода родителей, переезда.
  • Забирать ребенка домой, если у дверей детсада он очень просит вернуться назад. Иначе это будет повторяться постоянно.
  • Спрашивать, хочет ли он идти в детский сад. Ребенок должен понять, что теперь это часть его жизни. Лучше спросить во что играли, что ели, какие игрушки больше понравились.
  • Говорить, что отведете в садик, если будет плохо себя вести. Тогда малыш станет воспринимать посещение детсада как наказание.
  • Делать перерывы в посещении. Неделя, проведенная дома, покажет ребёнку, что такой вариант приемлем и он станет добиваться этого всеми силами.
  • Обманывать. Если обещали забрать до обеда, то обязательно выполните обещание.
  • Уходить в момент, когда кроха вас не видит, он воспримет это как обман. Нужно обязательно попрощаться, обнять, подбодрить словами и улыбкой.

Во время адаптации необходимо относиться лояльнее к малышу – снизить уровень требований, окружить вниманием, любовью и заботой. В этот период он испытывает перенапряжение физических и психических сил.

Подводим итог

Посещение детского сада – это важный этап социализации. После его прохождения малышу будет легче освоится в школе и любом новом коллективе. Первые дни в садике могут вызвать стресс, но если прислушаться к нашим советам и заранее начать подготовку, адаптация пройдёт менее болезненно. Чтобы ребёнок привык к новым условиям, необходимо обеспечить ему поддержку, понимание, терпимость. Настанет время, когда поход в детсад станет обычным делом.

Частный детский сад «Веселые ребята»
Автор статьи
Частный детский сад «Веселые ребята»

Другие статьи

Трудовое воспитание в детском саду
Трудовое воспитание в детском саду
Труд – важный инструмент воспитания самостоятельных, ответственных, ...
Читать далее
почему дети воруют
Почему дети воруют?
Детское воровство – серьезная проблема, способная вызывать шок и непонимание у ...
Читать далее